0
 

Школа звонарей в Пскове: Чему учат мужчин и женщин, решивших подняться на колокольню или звонницу

Гостем ПАИ-live 23 апреля стал основатель псковской школы звонарей Игнатий Шешуков.  28 апреля православные будут отмечать Святую Пасху. В этот праздник каждый желающий может подняться на колокольни псковских храмов и позвонить в колокола. Гость студии в редакции Псковского агентства информации рассказал, легко ли стать профессиональным звонарём, можно ли на этом заработать, много ли псковичей хотят освоить эту профессию, а также о том, возможно ли светскую музыку исполнить на колоколах.

- Как ты относишься к тому, что человек невоцерковленный, светский поднимается на колокольню и участвует в таких акциях?

- Очень хорошо отношусь. Любой профессиональный звонарь когда-то был просто человеком, который из любопытства или по еще какой-либо причине поднялся на колокольню и начал пробовать.

- Человек, который впервые в жизни попробует что-то изобразить церковными колоколами, – есть ли ему смысл делать это правильно и грамотно? Или подергал и пошел?

- Не совсем. Колокола – волшебный инструмент. Несмотря на то, что совершенствоваться можно бесконечно и никогда нельзя упереться в некий край, первые навыки приходят весьма быстро. Даже в нашей школе после первого занятия все могут исполнить базовый звон. Дальше идут сложности. Отсюда и эта традиция – поднимаются все желающие, пробуют, и у многих людей получается сразу.

- Звонарь. Это можно назвать профессией?

- Да. Я как раз думаю, что это только профессия, не может быть никак иначе. Исключение – монастыри, когда это послушание у монашествующих. В светских храмах это должно быть профессией.

- Есть ли в Пскове профессиональные звонари?

- В Пскове много хороших звонарей. Они были и до того, как школа появилась, сейчас их стало еще больше. Это люди, которые умеют хорошо звонить, знают, когда звонить, как звонить, знают устав, службу. Но в Пскове это не оплачиваемая работа.

- То есть это такой критерий любительства и профессионализма?

- Да. В тех местах, где это не оплачивается, звонят те люди, которым буквально не лень, кто имеет возможность, имеет желание. Эти люди обычно сторожи, прихожане. Они не стремятся к какому-то качеству звона. Как правило, в колокольнях в ужасном состоянии находится система настройки колоколов. Подвода веревок колоколов к звонарю – довольно мудреная вещь. Если ее неграмотно настроить, звонить физически неудобно, значит, звон не будет хорошего качества. В таких регионах как Москва и других, где платят, есть некоторая конкуренция. Платят столько, насколько хорошо ты звонишь. Есть у звонарей желание совершенствоваться. Если звонарь наемный, то с него требуют это качество. Он должен не опоздать, за службу несколько раз позвонить, звон должен быть разнообразный, красивый. Поэтому, я думаю, если звонарь – оплачиваемая должность, то звонари развиваются, их становится больше, качество звона повышается.

- На данный момент в Пскове профессионалов, для которых это работа, нет?

- Нет, это не оплачивается здесь.

- А твоя школа готовит профессионалов, которые смогут потом работать?

- В моей школе люди, пройдя этот курс, наизусть знают устав, службу, все виды звона, которые встречаются в церкви, и умеют очень хорошо звонить не заученные, ученические звоны, а профессиональные творческие звоны. Любой человек, который получает диплом в нашей в школе, – действительно профессиональный звонарь.

- Насколько этот навык востребован, сколько учеников сейчас?

- У нас люди сейчас проходят только 3-й курс. Были некоторые паузы в работе, потому что были сложности с набором учеников, нехватка рекламы, информации. Также финансовый вопрос, так как школа платная, и не все имели возможность.

- Желающих учиться за деньги было мало?

- Желающих было много: у меня набирался целый список. Но когда доходило до дела, говорили, что денег нет, в другой раз и так далее. Перед первым занятием все растворялись, оставались 1-2 человека. А с момента, как школа стала бесплатной, потому что митрополит Тихон взял на себя расходы, учеников прибавилось. Сейчас каждый месяц мы набираем по 12 человек.

- Расскажи об этих людях: какого рода занятия, воцерковленные ли?

- Это разные люди. Некоторые – прихожане какого-либо храма и хотят стать звонарями. Для кого-то это просто новое, необычное в жизни, кто-то даже не воцерковленный, кто-то даже не верующий. Я вообще такую статистику не веду, ни у кого ничего не спрашиваю. Цель школы не только сделать звонарей, а также дать людям возможность прикоснуться к культуре звона.

Я ратую за восстановление этой культуры. Мало кто об этом думает и мало кто об этом знает, но культура колокольного звона существует и существовала только в России, только на Руси. Колокола были изобретены в Европе, лить их нас научили мастера оттуда. Если посмотреть, какие традиции есть и были во всем мире, то становится понятно, что в Европе, в Византии есть малый набор колоколов и очень примитивный и хаотичный звон. В этом можно убедиться, послушав любой звон католической церкви. Даже в фильмах видно – нет мелодики и ритма, потому что колокола раскачиваются сами собой, и языки хаотично бьют в две стенки. А именно на Руси после падения татаро-монгольского ига мы перешли на язычный тип звона, когда языки приходят в стенку статичного колокола, что позволило отливать огромные колокола и вешать их на колокольню в большом количестве, потому что один звонарь может справиться и с восемью, и с двадцатью колоколами. Отсюда началось развитие этой культуры. Перед революцией это были совершенно сказочные звоны.

- Твоя школа в Псковской области единственная. Когда она открывалась, в новостях подчеркивалось, что таких школ в России – единицы. Так ли это, и чем ты это объясняешь?

- Мне кажется, что в большинстве регионов звонарь как профессия, как дело отсутствует. Есть колокольня, есть колокола, а заботиться о том, чтобы кто-то воспроизводил канонические звоны, не приходится. В Москве, например, это очень востребовано. Есть даже такая практика, когда настоятели разных храмов приглашают более высококвалифицированных звонарей из других храмов, чтобы они позвонили на особые праздники, или когда встречают архиерея. Там это востребовано, школ достаточно, они заполнены людьми.

- Твой приезд в Псков совпал с приходом нового митрополита в регион. Я изначально думал, что вы в одной команде сюда прибыли, но ты перед эфиром пояснил, что это никак не связано. Расскажи в двух словах свои общие биографические сведения – ты светский музыкант из Москвы, попал в Псков и теперь учишь людей звонить в колокола?

- У меня достаточно долгая история передвижения. Я родился и жил в Москве, но последние 10 лет провёл в деревне под Казанью, где работал в иконописной мастерской и как раз занимался звонами. Это не было официальной школой звонарей, просто все желающие могли научиться. Потом получилось так, что нашей мастерской нужно было куда-то переехать, и так совпало, что у нас появилась возможность найти дом под Псковом. То, что в это же время приехал митрополит Тихон – действительно совпадение.

- Ты целенаправленно искал местожительства под Псковом или это было не принципиально?

- Никто не знает, как так вышло. Открываешь глаза – ты в Пскове.

- Ты говорил, что очень важна технология установки колокола, и ты, скорее всего, видел главные псковские колокольни. Что ты можешь сказать о них?

- Кажется, я видел всего одну колокольню. И это была даже не колокольня, а звонница. Их отличие заключается в том, что колокольни имеют башенный вид, а звонница – арочный. Звонницы в принципе не предназначены под эту систему, тем не менее, к этой звоннице пристроен помост и система настроена таким образом, что можно звонить, как на колокольне. Я туда не поднимался, но издалека видно, что все сделано хорошо и качественно. Если я не ошибаюсь, это храм Успения Пресвятой Богородицы. Больше я не видел ни одной колокольни или звонницы, которая была бы хотя бы примерно хорошо оборудована.

- А колокольня Троицкого собора?

- Там надо работать. В планы как раз входит скорейшим образом привести ее в порядок, потому что сейчас звонить невозможно.

- Почему?

- В русской традиции, которая зародилась после падения татаро-монгольского ига, колокола делятся на три группы: маленькие (зазвонные), средние (подзвонные), большие (благовест). Звонарь стоит в одной конкретной точке, перед ним на уровне лица, ни дальше, чем на вытянутую руку, находятся маленькие колокольчики, их может быть 2, 3 или 4. Под левой рукой находится пульт – это столбик, к которому приходят колокола второй группы. Неважно, где висят колокола, они должны приходить к звонарю слева, потому что он управляет левой рукой. Благовест управляется правой ногой. Если выполнено хотя бы это, то уже можно звонить. Второй момент - на сколько хорошо настроено, на сколько легко нажимать на подзвоны, какая тяга на педали благовестов и так далее. Троицкая колокольня далека от этого.

- Традиционно звонари – это мужчины. Может ли этим заниматься женщина?

- В данный момент женщин-звонарей больше, чем мужчин. Даже у нас в школе в первой группе было больше мужчин, а во второй и третьей – женщин.

- Пол не имеет никакого значения?

- Нет, никакого. Что касается церковной деятельности, то в алтаре служат мужчины, а на колокольне могут быть как мужчины, так и женщины.

- Школа отработала почти год. Какие главные выводы, относительно такой деятельности для себя ты сделаешь? По правильному ли пути идет школа? Какие перспективы? Как ты видишь ее через год-два?

- Через школу я знакомлюсь с псковскими людьми. Самое первое и яркое впечатление, которое появилось еще в сентябре и не отпускает до сих пор, - в Пскове очень приятные люди. Такой хороший, удивительный менталитет. У всех такие открытые и добрые души. В принципе, наша школа очень быстро вышла на семейный лад. Это не учебное заведение с какими-то строгими правилами. Там настолько все вольно, свободно… Всегда можно попить чай, после окончания школы можно снова приходить и заниматься сколько угодно. Мы всегда приглашаем на колокольню, на все экзамены, устраиваем маленькие концерты, как-то поддерживаем связь друг с другом. В этом отношении, я думаю, путь абсолютно правильный.

- Нет ощущения, что через год число желающих снизится из-за большого количество звонарей?

- Звонари всегда нужны. Если мы возьмем уставные звоны, то каждый день две службы сопровождаются звонами.  Всю неделю. Кто-то может в понедельник утром, кто-то - во вторник вечером. По московской практике – там много звонарей, много школ, при этом выпуски происходят буквально каждый месяц и все равно они находят себе места. Нет никаких проблем. А здесь, в Пскове, столько еще ненастроенных колоколен… Там есть колокола, причем очень много старинных колоколов, их нужно только настроить.

- Ты учишь настраивать?

- Обязательно, это входит в программу. Когда я говорю, что в первую очередь надо настроить колокольню, я совершенно не подразумеваю, что именно я должен это сделать. Но у нас прямо в школьную программу входит одно занятие, проведенное в колокольне у школы, чтобы во всех подробностях рассказать все нюансы и тонкости. Там нет никаких секретов, нужно только понять принцип и основные законы.

- Мне, как человеку светскому, главная ценность твоей школы видится в популяризации для широкого круга населения важнейшей части православной церковной культуры. Возможно ли на колоколах исполнять светские, популярные мелодии?

- Нет, это невозможно, потому что в русской традиции отливка колокола происходит следующим образом: заранее продумывается тон, который будет у колокола, рассчитывается диаметр, внешний профиль, внутренний профиль, фальшь колокола, а потом, после заливки, прослушивается. Если колокол попал в ноту, то хорошо. Если нет – на переливку.  Но погрешность велика. Дело в том, что в западной традиции часто бывает так, что после отливки колокола срезают внутреннюю стенку для подгонки под ноту. С точки зрения точности звука там все хорошо, но от этого колокол начинает звучать очень плоско, потому что окисления очень действуют на звук, а если его отлить и больше не трогать, то он звучит максимально глубоко и мелодично. Никогда наигрывание мелодий не стояло задачей. Колокола – это более ритмический инструмент, он не лишен мелодичности, у каждого колокола есть свой тон, свой характер звука, но при этом сыграть какое-либо произведение невозможно. Совпадения бывают, но в этом нет никакого смысла. Колокола сами по себе очень хороши, без этого. И я являюсь ярым противником, когда колокола используют в музыкальных целях, вместе с инструментами, потому что это не очень красиво. На мой взгляд, у каждой вещи своя задача, а колокола – это ни с чем несравнимо. Ощущение звонаря – это ни на что не похожая материя.  

Версия для печати
  • Сюжет
  • ПАИ-livе
ПАИ-live: итоги проекта «Твой регион – твои возможности 2.0» в Псковской области   ПАИ-live: с чего и как в Себежском районе зарождаются новые социальные проекты Избирательная система должна развиваться по всем направлениям – Игорь Сопов Игорь Сопов: Мы продолжим развивать ДЭГ в Псковской области Больший интерес к ДЭГ у старшего поколения – Игорь Сопов 14 обращений поступило в облизбирком за три дня голосования – Игорь Сопов Вице-спикер Псковского областного Собрания Юрий Сорокин стал гостем программы ПАИ-live Наталья Горбачёва стала гостем программы ПАИ-live Борис Елкин: Городу по-прежнему не хватает гостиниц Расширение части улицы Коммунальной до трёх полос поможет разгрузить движение – глава Пскова


© 2001-2024 Сетевое издание «Псковское агентство информации».
18+

Полное использование материалов сайта
без письменного согласия редакции запрещено.
При получении согласия на полное использование материалов сайта, а также при частичном использовании отдельных материалов сайта ссылка (при публикации в сети Internet — гиперссылка) на сайт «Псковского агентства информации» обязательна.

Регистрационный номер СМИ ЭЛ № ФС77-76355 от 02.08.2019, выданный Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредитель (соучредители): Администрация Псковской области, Автономная некоммерческая организация Издательский дом "МЕДИАЦЕНТР 60"


Контакты редакции:

Адреc180000, Псковская область, г. Псков, Ленина, д.6а Телефон(8112) 72-03-40
Телефон/факс(8112) 72-29-00 Emailredactor@informpskov.ru

Главный редактор - Александр Юрьевич Машкарин, Креативный редактор — Алена Алексеевна Комарова


Прайс-лист на размещение рекламы и техтребования

Прайс-лист и техтребования на размещение рекламы в мобильной версии сайта

Реклама
на сайте
8(8112)56-36-11, +7(900)991-77-20, телефон/факс 8(8112)57-51-94
n.vasilieva@mh-pskov.ru
Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...