В ПсковГУ разрабатывают летающий автомобиль
Псковский государственный университет разрабатывает летающий автомобиль, пишет газета «Известия». Автором проекта является заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» ПсковГУ Александр Енаев. Опытный образец пока не представлен.
По информации издания, проект принципиально отличается от уже существующих ныне автомобилей-самолетов: вместо крыльев у машины четыре винта, не выходящие за периметр кузова, которые должны обеспечить аппарату достаточные летные способности. Разработчики надеются, что их изобретение сможет решить проблему плохих дорог и больших пространств России.
«В России колоссальные территории, но мало дорог и на больших пространствах грунты имеют малую несущую способность — это тундры и заболоченные области. Строить дороги на таких почвах — весьма затратное дело, поэтому в перспективе России нужны технологии, которые позволят автомобилям не только плавать, но и летать над проблемной местностью», — отмечает Александр Енаев, который занимается это разработкой более 10 лет в конструкторском бюро университета совместно со своими учениками на кафедре.
Он сообщил, что уже на 20% выполнены научные изыскания на эту тему. Предполагается, что по габаритам будущий двухместный автомобиль будет примерно сопоставим с легковым автомобилем: в длину — около 4 метров, в ширину — примерно 2 метра.
Автор проекта рассчитывает, что композитные материалы и алюминий помогут сохранить снаряженную массу автомобиля в пределе 1 тонны. В качестве силового агрегата предполагается использовать бензиновый двигатель объемом до 2 литров (около 140 лошадиных сил) и 5-скоростная механическая коробка передач. Во время движения по земле машина задействует двигатель внутреннего сгорания для передачи крутящего момента на переднюю ось, то есть автомобиль переднеприводной.
Александр Енаева отметил, что непосредственно для полета предусмотрено четыре электродвигателя с горизонтальными винтами-импеллерами (лопасти заключены в кольцо), у которых подъемная сила существенно выше, чем у открытых воздушных пропеллеров. Два малых винта расположены слева и справа в области передней оси, а в задней части машины — два больших соосных винта, вращающихся в противоположном направлении для стабильности положения аппарата в воздухе. Электромоторы получают электричество от генератора, приводимого в движение от двигателя внутреннего сгорания; зарядка от сети не предусмотрена. В случае отказа основного двигателя батареи повышенной емкости помогут совершить экстренную посадку. Подготовка к полету должна занять около 10 минут, максимальный потолок по высоте полета — 3 км, рабочая высота — около 2 км, практическая дальность — до 500 км при средней скорости около 200 км/ч, рассчитали конструкторы.
По словам создателя, принцип управления и полета у нашего автомобиля такой же, как у квадрокоптеров: изменяя угловые скорости вращения воздушных винтов (правого или левого), мы задаем направление движения. «Для движения вперед автомобиль находится под небольшим углом относительно линии горизонта. Нам не требуется изменение компоновки автомобиля. Всю подготовку к полету водитель-пилот может осуществить непосредственно с водительского места, включив воздушные винты с помощью модуля управления», — отметил Енаев.
Он подчеркнул, что от сваливания в штопор машину будут страховать авиационные контролеры, регулирующие угол атаки, тангаж, крен и рыскание. Инженер также отметил, что пока работа продвигается на энтузиазме, но он рассчитывает на поддержку со стороны властей. «Такие транспортные средства позволят связать оторванные от магистралей и дорог населенные пункты, доставить грузы по пути «от порога к порогу», а также позволят более эффективно осваивать новые районы, — добавил автор проекта.