Предпрофильное обучение - что, где, когда и зачем
Две средние школы Псковской области - Опочецкая школа № 4 и Палкинская школа участвуют в эксперименте по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов. Предпрофильное обучение подразумевает введение в девятом классе курсов по выбору или элективных курсов, которые помогут учащимся определить направление (профиль), по которому они будут продолжать дальнейшее образование в старших классах, техникумах и ВУЗах.
Для Псковской области участие в эксперименте не является открытием - мы уже стали экспериментальной площадкой для 4 образовательных инноваций. В данном случае Опочецкая и Палкинская школы выбраны не случайно, именно их отметило Главное управления образования области как участников широкомасштабных экспериментов по совершенствованию структуры образования. В обоих учебных заведениях уже организованы профильные классы, поэтому по проделанной работе уже можно сделать некоторые выводы. Обе школы достаточно ясно понимают роль и суть эксперимента. Корреспондент ПАИ побеседовал с директорами обоих школ с целью узнать - как реализуется программа на практике, с какими трудностями сталкиваются руководители, учителя и дети, и что еще предстоит сделать для реализации проекта?
Валерий Зыков, директор Опочецкой средней школы № 4
Этот эксперимент является продолжением той деятельности, которую мы вели 2 года. Мы были включены в эксперимент по совершенствованию структуры общего среднего образования и начали с профильных классов в старшей школе. В частности, мы организовали физико-математический профиль в одном классе и вели его на протяжении двух лет. Теперь определяем учащихся в профильные классы на более ранней ступени - в этом году предпрофильная подготовка начнется в 9-х классах. По этому направлению мы работаем с марта 2003 года и уже очень много сделано. Мы провели собрание учащихся, родительское собрание, где объяснили, что это такое - предпрофильное обучение. Потом было организовано анкетирование учащихся по вопросам о том, какие направления дальнейшей работы они бы выбрали для себя. На основе анкетирования мы определили элективные курсы - у нас их 10. По биологии это организм как биосистема, его исследование; по информатике - алгоритмизация и программирование; по физике - методы научного познания и физическая картина мира; по истории - история в лицах (Россия - 20-й век); по русскому - риторика.
Потом было повторное анкетирование, в котором учащиеся указали, на каких курсах в течение года они будут заниматься. На каждый курс отводится по 15 часов. Это дает возможность ребенку пройти не один, а несколько курсов. То есть у него есть возможность попробовать себя в нескольких сферах. Затем учителя разработали эти курсы, по каждому из них создана программа. На сегодняшний день встает вопрос составления карты для школьников - своеобразного путеводителя о том, какие курсы можно слушать в течение года. Сейчас мы ориентируемся не только на нашу школу (она является базовой), но и на другие школы района - Любимовскую, Матюшкинскую, Варыгинскую, Лобовскую, и основную школу № 1. Кроме этого, мы включили в работу не только школу, но и близлежащие учебные заведения по профориентации - педколледж, ПТУ № 1.
Реализуя эксперимент, в этом году мы переходим на 6-дневное обучение. У нас нет возможности поставить курсы в основную сетку. При 5-дневной рабочей неделе нагрузка для учащихся 9-х классов - 32 часа. Перейдя на 6-ти дневную систему обучения, появляется возможность дополнительно увеличить количество часов нагрузки до 35, то есть ввести 3 часа в каждом классе для изучения элективных курсов.
Наша задача на сегодняшний день - сделать все, чтобы ребенок осознанно определил дальнейшее жизненное направление. Современная жизнь заставляет определяться именно в этом возрасте. Поэтому данное направление деятельности перспективно, возможно, даже на более ранних стадиях.
Николай Богданов, директор Палкинской средней школы
Отличительная черта нашей школы в том, что она участвовала во всех экспериментах. В прошлому году мы приняли участие в 2 российских федеральных экспериментах - совершенствование структуры и содержания образования и ЕГЭ. А элементом совершенствования структуры и содержания образования является введение профильного обучения на старшем звене. Из этого эксперимента мы вынесли свои уроки, свои плюсы и минусы. Уже есть профильный выпуск, поэтому можно говорить на языке цифр. Из 21 ученика естественно-математического обучения 5 человек по выбранному профилю не пошли. Поэтому введение предпрофильных курсов вполне обоснованно.
Эта идея хорошо была принята в школах по нескольким причинам. Во-первых, вопрос профилизации практически решен, а девятиклассники не определились. Поэтому зарождение предпрофиля должно быть. И потом, куда ушла профориентация и что вместо нее осталось? Какова роль школы в выборе судьбы ребенка? Раньше в Палкино в этом направлении была отлично налажена работа - были организованы и отряды животноводов, и работа в колхозах. Но сейчас другое время, и эти формы уже не устраивают. Поэтому переход к профилизации и предпрофилизации - это реальная помощь 9-класснику правильно сделать свой выбор.
Так что в школе эксперимент осознан и воспринят. Проведена серьезная работа с родителями и учащимися. У нас организовано 10 курсов, чтобы была возможность попробовать себя в нескольких сферах. Курсы не должны быть длинными - 8-10 часов, но наши разработчики склоняются к тому, что за это время заинтересовать ребенка очень сложно - поэтому наши курсы рассчитаны на 19-20 часов. Кроме элективных курсов, мы планируем ввести 1 час в неделю не учебных, а именно профильных курсов. На них мы будем спрашивать - какое направление больше интересует учащихся, и по нашим кадровым возможностям и их выбору предоставим информацию об учебных заведениях, которые могут к этой профессии подготовить. Такой подход помогает правильно выбрать учащемуся сферу дальнейшей деятельности.
Если при выпуске из школы дети скажут, что то, что они делали в 9-ом классе, им помогло, они смогли выбрать, определиться, что в учебное заведение они идут осознанно - это и будет положительным показателем эксперимента.
В конце августа в Псковскую область приехали представители Российской академии образования с целью посмотреть на месте - как реализуется эксперимент.
Николай Родичев, Российская Академия образования
Общее впечатление от посещения позитивное, во многом потому, что в глазах работников школ чувствовался энтузиазм. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются учителя региона, они готовы к работе. Получается, что люди хотят и видят смысл в этом! Они предлагают собственные инициативы, независимо от предписаний центра, сами рисуют информационные карты, инициируют способы решения вопросов с муниципальной экзаменационной комиссией, сами разрабатывают элективные курсы. Конечно, есть сетования на слабую подпитку из Москвы, но мы надеемся, что в этот раз эксперимент будет более обоснован и подкреплен.
Проект ориентирован на то, чтобы предоставить ученику больше права определять прерогативы собственного образования, в большей степени осознавать ответственность перед самим собой. Может быть, во многом это утопия - в сфере работы нас вообще называют романтиками. Но эта практика показывает, что не такие уж мы и романтики.
Говоря о материально-технической базе, может я вас удивлю, но в московских школах при всей оснащенности бывает сложно ксерокопию сделать. А в Палкинской школе, например, можно было воспользоваться компьютером, сразу внедрить и использовать программы.
Валерий Ефимов, Российская Академия повышения квалификации работников образования
В существующей программе модернизации цели и задачи перекликаются с образовательной системой передовых стран. То есть мы не отделяемся, а пытаемся внедриться в мировое образовательное пространство. Задачи данного эксперимента соотносятся с задачами модернизации. А отличие его от других экспериментов в том, что предложена профилизация работы. Кроме прочих задач, реализация эксперимента требует, чтобы ученик обладал такими качествами, которые ему необходимы в условиях сложившейся жизни, то есть необходимо научить его самостоятельно выбирать, правильно простраивать траекторию не только своей учебы, но и индивидуального развития. А это даст почву для определенных навыков творческой деятельности.
Учить надо, используя новые методы, и учителя школ, в которых мы побывали, могут это делать. Еще один важный аспект - предыдущие эксперименты спускались сверху, таким же образом обеспечивался и контроль. В данном случае цели, задачи и методы инициировались сверху, но в форме совета "как это удобно вам". Учителя сами спроектировали, сами решили, поэтому это проект, который они сами организовали. Сейчас мы находимся в огромной лаборатории, где совместно трудятся работники Российской Академии образования, Министерство образования, Академия повышения квалификации кадров, организационные центры и люди, которые делают это на местах - то есть формируется единый коллектив. Благодаря современным средствам связи, у нас достаточно оперативный контакт, мы имеем возможность быстро получать результаты. Результаты этой деятельности передовых школ будут обобщаться наверху, и передаваться впоследствии другим школам. Поэтому Опочецкую и Палкинкую школы можно назвать форпостом, устремленным в будущее.
Записала Полина Анисимова,
Псковское агентство информации.