14


Автоэксперт

Где дороги?..

Дорожная сеть в 23 тысячи километров досталась Псковской области с советских времен как неотъемлемая часть «величественных планов коммунистического строительства». Когда она строилась, все было иначе. Во-первых, не так много было автотранспорта. И гораздо больше людей занималось «социалистическим трудом», то есть активной экономической деятельностью. Сегодня сильно изменилось распределение ресурсов по территориям и классам общества, энтузиазм в трудовых достижениях практически совсем утратил былое значение, а дорожная сетка осталась та же.

И конечно, сегодня всем хочется сравнивать наши дороги с зарубежными. Но при этом никому не хочется сопоставлять другие факторы, от которых их состояние напрямую зависит. Что уж там мерить всю Россию, взять хотя бы нашу Псковскую область - сравнительно небольшую и, как известно, «богатую» дорогами из-за специфической системы расселения, близости к Европе и транзитной доли. Возьмем и сравним ее с Нидерландами. По площади эта европейская страна меньше Псковщины (менее 34 тысяч км2 против наших 55,3 тысяч), а население там почти в 20 раз больше. Как известно, чем больше плотность населения на территории, тем выше скорость оборота средств в экономике, тем выше экономическая активность, и еще не надо забывать особенности истории развития экономики разных стран... Короче говоря, в Нидерландах на душу населения приходится примерно в пять раз меньше дорог, чем в Псковской области. А сумма внутреннего валового продукта, характеризующего экономическую активность населения, на километр дорог в Нидерландах едва ли не в 50 раз больше!

Было бы странно, если бы при таких условиях дороги в Нидерландах выглядели хуже.

Вместо щебня - гранит

Чтобы все дороги в Псковской области соответствовали нормативному состоянию, порядка 300 км должно ежегодно реконструироваться, 600 км – ремонтироваться капитально, и еще примерно 900 км – просто ремонтироваться.  Согласно межремонтным срокам, принятым еще в советские времена, дороги должны ремонтироваться каждые 5-6 лет, капитально ремонтироваться – каждые 12-13 лет, и раз в 25 лет – полностью реконструироваться.

По нынешним техусловиям, даже если разом ликвидировать 73% накопленного с советских времен недоремонта, на ежегодное поддержание дорог в нормативном состоянии Псковской области необходимо 27 млрд рублей. А ведь этой сумме примерно равен весь бюджет области на 2014 год.

«В наших условиях мы хронически не успеваем соблюдать нормативные межремонтные сроки», - объясняет председатель государственного дорожного комитета Псковской области Валерий Медведев.

Между тем, с каждым годом на дорогах становится все больше транспорта. По интенсивности загрузки дорог Псковщина не только не отстает – она превосходит многие другие регионы. Мало того, что по последним данным статистики наша область находится в лидерах по количеству автомобилей на душу населения, опережая даже Москву. Транзитных транспортных средств, включая тяжелые грузовые, которые регулярно курсируют по псковским дорогам – тоже несть числа. Меняются технические характеристики автомобилей – нарастает и нагрузка на дороги. При таких тенденциях уже впору говорить о сокращении межремонтных и других нормативных сроков и, естественно, о необходимости повышать качество материалов.

«Повышение подрядчиками качества материалов и работ заложено в нашей конкурсной документации, - отмечает Валерий Медведев. – Сейчас мы переходим на мастичный асфальтобетон, в котором содержится больше инертных материалов, в частности габродиабаз. В Псковской области отсутствуют месторождения габродиабаза и твердых пород щебня. Поэтому эти материалы приходится завозить из карьеров Ленобласти и Карелии. За качество, естественно, приходится дороже платить, но эти расходы окупятся более длительными сроками службы. Вспомните, когда была проведена реконструкция Крестовского шоссе в Пскове – без ремонтов прошло уже больше 10 лет при очень интенсивной эксплуатации! Сейчас нужно заменить верхний слой асфальта, некоторые неконструктивные элементы, и о Крестовском шоссе еще лет 6-7 не будет головной боли. Такой длительный срок службы объясняется применением высокопрочных материалов и проведением хорошей подготовки».

Подрядчик подрядчику – рознь

Однако качественные материалы – это только часть успеха. Нынче бал правит система распределения работ по конкурсам. В ее основе – благой замысел современных законодателей создать условия для конкуренции, которая в свою очередь, подразумевает (или, как минимум, преследует целью) снижение цены и одновременно повышение качества работ.

К сожалению, пока эта светлая идея отчаянно борется с особенностями менталитета определенной части бизнес-сообщества. На конкурсы помимо квалифицированных и хорошо оснащенных заявляются организации, которые физически не способны на должном уровне выполнить обязательства. Случается – и самые настоящие «Рога и копыта». Формально выиграв конкурс, они потом нанимают «халтурщиков», пытаясь кое-как освоить средства. Бывает, и вполне квалифицированные участники сбрасывают цену на работу ниже некуда, то есть демпингуют, потом сами же не могут за такие деньги выполнить заказ качественно.

«Из года в год мы проводим жесткую политику по отношению к подрядчикам, - рассказывает заместитель председатель дорожного комитета Псковской области Александр Сутугин. - Некачественно выполненные работы не принимаем, не выплачиваем за них деньги, подрядчики получают предписания, штрафы. Для нас нет плохих и хороших подрядчиков. Есть работа, которая должна быть выполнена. Есть обязательства, которые взял на себя подрядчик. Есть лаборатория, которая осуществляет мониторинг. Если работа не соответствует техусловиям – нас не волнует, мог ее выполнить подрядчик или нет. Если взялся – должен выполнить. Конечно, жалуются предприниматели. Ведь в конечном итоге качество работ зависит от каждого рабочего, от техники. Но с каждым годом желающих «погреть руки» становится меньше. Меньше и подрядчиков, демпингующих в ущерб другим, более добросовестным, участникам конкурсов. И в целом качество работ повышается».

Из соображений безопасности участников афишировать и проверять их заранее закон не позволяет. Конечно, опытные организации прекрасно понимают, чем грозит демпинг им самим. Поэтому риск получить на конкурсе недобросовестного подрядчика с каждым годом снижается, но все равно от него на все 100 процентов никто не застрахован.

«Мы, естественно, настраиваем наших дорожников на то, чтобы они повышали свой уровень, - говорит Валерий Медведев. – Руководители, рабочие должны учиться, повышать свою квалификацию. Организации должны повышать материально-техническую базу. Нередко из-за необходимости прохождения всех формальных конкурсных процедур подрядчикам в итоге приходится работать в неблагоприятных погодных условиях.  Чтобы сделать работы качественно, в этих условиях должны применяться соответствующие материалы и современная высокопроизводительная техника. Понятное дело, чтобы соответствовать всем этим требованиям, предприятия должны иметь стабильные заказы, стабильное финансирование…»

Дорожники добрались до дворов

Новые законы государства, отказавшегося от плановой экономики, потребовали нового распределения ответственности. Несколько лет назад  появились региональные, а с этого года – и муниципальные дорожные фонды.

Впервые в этом году во всех 207 муниципалитетах Псковской области – волостях, районах, городских поселениях – появились собственные дорожные фонды. Этому предшествовала большая работа по паспортизации объектов дорожного хозяйства, которая велась несколько лет. В муниципальные фонды направляются субсидии из областного бюджета и еще 10% акцизов на нефтепродукты, поступающих в Псковскую область из федерального бюджета. Теоретически муниципалитеты – если у них для этого хватит «пороха в пороховницах» - могут в эти фонды включать и какие-то налоговые и неналоговые платежи, поступающие в местные бюджеты.

Ожидается, что благодаря таким изменениям возможности местных властей в решении наиболее острых проблем дорожного хозяйства увеличатся. К тому же, теперь в дорожных фондах предусматриваются средства и на ремонты дворов и улиц внутри поселений. После развала СССР такого не было, а вот с 2009 по 2013 годы в районах Псковской области за счет регионального дорожного фонда было отремонтировано  512 дворов и 180 междворовых проездов многоквартирного жилого сектора.

Много это или мало? По сравнению с тем, что еще предстоит сделать, - конечно же, капля в море. И по планам на этот год объемы таких ремонтов увеличатся.

Вся надежда – на федеральный центр

На этот год общий бюджет дорожного фонда в Псковской области запланирован в размере 3 млрд 423 млн рублей. Это, конечно, намного больше, чем в предыдущие годы. Львиную долю доходов фонда дают акцизы на ГСМ, которые собираются казначейством в Смоленске, а оттуда – распределяются по регионам в соответствии с нормативами, утвержденными в федеральном бюджете.

На любимый вопрос автомобилистов «Я плачу налоги – где дороги?» ответ в региональном фонде тоже есть. Всего 490 млн рублей – вот вся сумма транспортного налога, которую в этом году планируется собрать в Псковской области.  Это чуть больше 14% общего объема регионального дорожного фонда.

Конечно же, приоритетными в планах ремонта и капремонта в госкомитете по дорожному хозяйству называют те дороги, где наиболее остро стоит вопрос безопасности, в том числе, где наблюдается наиболее интенсивный поток автотранспорта с туристами и грузового транзита.

«Основная сумма выделяется на содержание, - подчеркивает Александр Сутугин. – Это комплекс работ – уборка снега, ямочный ремонт, разметка, вырубка кустарников, скашивание травы, грейдирование и другие – все то, что позволяет дорогам как можно дольше сохраняться в проезжем состоянии. В общей сложности на эти цели в этом году выделен 1 млрд 327 млн руб. Кстати, порядка 100 млн удалось сэкономить благодаря бесснежной зиме, и эти средства тоже будут направлены на содержание».

Что касается планов по ремонту дорог, то возможности скромны – денег нынче хватит только на 99 км.

Еще затраты потребуются на оформление в собственность региона земли под региональными дорогами – этого требует закон.

Может ли в таких условиях наша область развивать свою дорожную сеть в соответствии с теми запросами, которые предъявляет транспортный бум последних лет? Это - пока скорее риторический, даже грустный вопрос.

«Сейчас губернатор Андрей Турчак пробивает в Москве строительство двух стратегически значимых объектов – путепровода в Великих Луках и второй очереди Северного обхода в Пскове, - рассказывает Валерий Медведев. – Эти объекты помогут разгрузить и, соответственно, снизить нагрузку на дороги наших крупнейших муниципалитетов. Их общая стоимость – порядка 9 млрд рублей. Понятно, что собственных средств в таком объеме нашему региону не изыскать, без федеральной помощи не справиться. Проектная документация нами разработана, вопросы  решаются на самом высоком уровне. Также мы ожидаем значительных вливаний – в размере около 4 млрд руб - в наши федеральные дороги: М9, М20 (Санкт-Петербург – Псков), Новгород – Порхов - Псков…»

Сейчас сотрудники лаборатории дорожного комитета заняты мониторингом. До 1 мая они традиционно ежедневными рейдами проверяют состояние дорог. Заодно проводят экспертизу прошлогодней работы подрядчиков. Из 15 необходимых конкурсов на проведение дорожных работ 13 уже разыграны, подрядчики определены, еще два определятся до конца апреля.  И дорожники дружно приступят к работам, чтобы постараться уложиться в сезон.

Татьяна СТОГОВА

Версия для печати


Идет загрузка...