Проект ремонта уникального моста в Острове оценивается почти в 25 миллионов рублей
Объявлен конкурс на разработку проекта капитального ремонта (реставрации) объекта культурного наследия федерального значения «Мост» (через реку Великую) в Острове. Информация размещена на сайте госзакупок.
Заказчиком выступает администрация района. Начальная цена муниципального контракта составляет 24 млн 768 тысяч 444 рубля. Заявки на участие в конкурсе будут рассмотрены 17 июня, срок выполнения работ — 250 дней с момента заключения договора, в том числе 60 дней отведены для получения положительного заключения государственной экспертизы.
Напомним, что подвесные мосты в Острове перекинуты через две реки: один - через Великую, второй — через Слободку. Такие мосты можно увидеть всего в двух местах в Европе — в Острове и в пригороде Парижа. Главная особенность островских мостов в том, что пилоны не соединены между собой, и поэтому вся конструкция выглядит более воздушной.
Построили их по велению царя Николая I. Он периодически наведывался в Остров, и ему приходилось зимой переправляться по льду, а летом — по реке на лодочке. Есть легенда, что однажды, когда Николай I плыл через Великую, была высокая волна, и все его вещи намокли, естественно, царю это не понравилось. Он вышел на берег и высказал своё недовольство встречавшим его дворянам, те пообещали построить мост.
Было несколько проектов, но выбрали самый дешёвый - проект петербургского строителя и инженера Михаила Краснопольского. Вроде бы как господин Краснопольский планировал построить однопролётный мост и немного в другом месте. Его решение изменил паводок. Инженер приехал осмотреться на местности, остановился у господ Симанских (родственники Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I). На дворе был конец марта, Великая разлилась, вода поднялась на 4,5 метра. Гость из Петербурга отсидел неделю на чердаке у Симанских и решил, что возводить будет два двухпролётных цепных моста.
При строительстве большое внимание уделялось качеству материалов. Каменные части мостов сделаны из отборной плиты, которая доставлялась из Санкт-Петербурга, а облицованы гранитом. Звенья цепей проверялись на прочность, на растяжение.
Когда мосты уже были готовы, то их долго и очень серьёзно проверяли на прочность: насыпали песок, землю, пускали повозки, гружёные кирпичами, заставляли солдат ходить в ногу по мостам. В итоге все испытания мосты выдержали, и был издан специальный указ по их использованию. Так, солдаты должны были идти не в ногу, чтобы мост не раскачивался, проезжать могли не более четырёх карет одновременно, конные должны были идти максимум вдвоём только с правой стороны и исключительно шагом.
Мосты торжественно открыли 19 ноября 1853 года. На это событие приехал сам Николай I. Он даже пожаловал Михаилу Краснопольскому орден Святой Анны второй степени.
Так мосты простояли до начала ХХ века, а в 1918 году все деревянные конструкции заменили аналогичными, но металлическими. В годы Великой Отечественной войны во время освобождения Острова в 1944 году один из мостов взорвали, второй тоже был заминирован, но его успели спасти. А уже к 1 мая 1945 года мост восстановили.
Сейчас мосты по-прежнему связывают две части Острова, а ещё являются непременным местом посещения молодожёнов.