Эксперты рассмотрят проект подсветки островского моста без «ядовитых змей»
11 февраля научно-методический и экспертный совет при Государственном комитете Псковской области по охране объектов культурного наследия обсудит вопрос о реставрации, ремонте и подсветке цепного моста в Острове. Об этом Псковскому агентству информации сообщила заместитель председателя комитета Наталья Сергеева.
«Сейчас идет проектирование. Там очень большой комплекс работ, исследование всех конструкций — несущих, фундаментов», - рассказала собеседница агентства.
Сегодня экспертам, в частности, будет представлена визуализация подсветки моста. «Исходя из конструкций моста, предлагается подсветка четырех его опор. Цепи, на которых висит мост, не рассматриваются в качестве элементов, на которых будет размещена подсветка, потому что в дневное время они будут висеть как «ядовитые змеи», - отметила Наталья Сергеева.
Добавим, подвесной мост, о котором идёт речь, можно увидеть всего в двух местах в Европе — в Острове и в пригороде Парижа. Главная особенность островского в том, что пилоны не соединены между собой, и поэтому вся конструкция выглядит воздушной.
Построили две части моста через Великую по велению царя Николая I. Он периодически наведывался в Остров, и ему приходилось зимой переправляться по льду, а летом — по реке на лодке. Есть легенда, что однажды, когда Николай I плыл через Великую, была высокая волна, и все его вещи намокли, царю это не понравилось. Он вышел на берег и высказал своё недовольство встречавшим его дворянам, те пообещали построить мост.
Было несколько проектов, но выбрали самый дешёвый - проект петербургского строителя и инженера Михаила Краснопольского. Краснопольский планировал построить однопролётный мост и немного в другом месте. Его решение изменил паводок. Инженер приехал осмотреться на местности, остановился у господ Симанских (родственники Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I). На дворе был конец марта, Великая разлилась, вода поднялась на 4,5 метра. Гость из Петербурга отсидел неделю на чердаке у Симанских и решил, что возводить будет два двухпролётных цепных моста.
При строительстве большое внимание уделялось качеству материалов. Каменные части моста сделаны из отборной плиты, которая доставлялась из Санкт-Петербурга, облицованы гранитом. Звенья цепей проверялись на прочность, на растяжение.
Когда мост уже был готов, то его долго и очень серьёзно проверяли на прочность: насыпали песок, землю, пускали повозки, гружёные кирпичами, заставляли солдат ходить в ногу по мостам. В итоге все испытания мост выдержал, и был издан специальный указ по его использованию. Так, солдаты должны были идти не в ногу, чтобы мост не раскачивался, проезжать могли не более четырёх карет одновременно, конные должны были идти максимум вдвоём только с правой стороны и исключительно шагом.
Мост торжественно открыли 19 ноября 1853 года. На это событие приехал сам Николай I. Он даже пожаловал Михаилу Краснопольскому орден Святой Анны второй степени.
Так мост простояли до начала ХХ века, а в 1918 году все деревянные конструкции заменили аналогичными, но металлическими. В годы Великой Отечественной войны во время освобождения Острова в 1944 году одну часть моста взорвали, вторая тоже была заминирована, но ее успели спасти. А уже к 1 мая 1945 года мост восстановили.
Сейчас мост по-прежнему связывает две части Острова и является обязательным местом посещения молодожёнов.