0


  • Коротко
События

Автоэкспедиция с KIA: Где живут старообрядцы и стоит древняя обсерватория

В рамках самых разных туристических проектов журналисты Псковского агентства информации побывали уже практически во всех районах Псковской области. Но наш регион настолько богат интересными местами, что каждая следующая поездка, даже в один и тот же район, не бывает похожей на предыдущую и позволяет открывать что-то новое, о чём непременно хочется рассказать миру. На этот раз творческая группа редакции отправилась в автоэкспедицию с KIA в Новоржевский район. Новенький KIA Sportage GT Line привез журналистов  практически к истоку реки Сороть, к старинным камням и в деревню старообрядцев. О том, как автомобиль выдержал испытание неровным асфальтом и грунтом, рассказал управлявший им фотограф и автоэксперт Александр СИДОРЕНКО, а репортажи о самом путешествии подготовили  Елена ЛЕШКИНА (текст) и Дмитрий КОНОВАЛОВ (видео).     

ЕЛЕНА: Некоторое количество лет назад мы уже посещали Новоржевский район, чтобы рассказать потенциальным туристам, что же интересного там можно увидеть. Тогда за день мы успели объехать только небольшую часть достопримечательностей: побывали на горе Лобно, на озёрах Лобно и Алё, у часовни в память об умерших актёрах Санкт-Петербурга, на месте средневековой крепости Выбор.  Во время той поездки директор Новоржевского музея Марина Михайловна Пахоменкова заинтриговала. Она рассказала, что в другой части района, недалеко от деревни Михалкино, есть, как считают некоторые исследователи, древняя обсерватория – следовые камни, которые образуют равнобедренный треугольник. Но увидеть это чудо не удалось – местность заболоченная и попасть туда можно только в сухую погоду.

Когда для автоэкспедиции с KIA был выбран Новоржевский район, решили отправиться именно в Михалкино, чтобы узнать, как живут современные старообрядцы, и, наконец, увидеть древнюю обсерваторию. Тем более, что погода располагала к такому путешествию – давно не было дождей, ну и наша KIA Sportage GT Line явно не подвела бы даже на не самой проходимой дороге.  

АЛЕКСАНДР: К этому автопроизводителю из Южной Кореи я отношусь с некоторой теплотой, поскольку однажды владел KIA и был ею доволен практически во всём. Конечно, было и то, что мне не нравилось, но свою машину я любил. Sportage вообще для меня всегда был самой желанной моделью, но не сложилось. Я успел довольно хорошо испытать этот паркетник в предыдущей генерации, а вот новый попал ко мне в руки впервые, так что сравнить ощущения труда не составит.

Начнем с того, на что обращают внимание абсолютно все, - с внешности. Любители классики и продукции VAG (Volkswagen-Audi Groupe) ломали копья, принижая дизайн новинки. По моему мнению, Петеру Шрайеру удалось найти сплав агрессивности и спортивности в дизайне прошлого поколения Sportage и повторить его в последнем. Можно сколько угодно обсуждать внешность этого паркетника, но самобытности у него не занимать. Это как раз тот нечастый случай, когда корейцы не скопировали у всех по чуть-чуть, а напротив, задали новый тренд. Продажи в России это подтверждают - Sportage уже почти 10 лет не покидает тройку главных бестселлеров своего класса. Конечно, успех кроется не только во внешности, но она точно играет немаловажную роль.

Дьявол кроется в мелочах, а Бог - в деталях. Именно в деталях раскрывается суть дизайна нового Sportage. Чего стоят светодиодные дневные ходовые огни и противотуманки, сгруппированные квадратом из 4-х точек. Знаете, кто еще так делает? Porsche! Но KIA сделали так первые. А какие у нового «спортака» колесные диски? Это же просто мечта любого автомобилиста. А как вам изломы на капоте? А соединенные тонкой полоской задние фонари? Таких деталей в KIA очень много, и именно они создают то самое ощущение, когда смотришь на машину и понимаешь - над ней много и долго работали. Единственное, что может омрачить радость - это огрехи покраски, но это был бич KIA 6-7 лет тому назад. Очень надеюсь, проблемы с заводской окраской ушли в прошлое.

Пожалуй, единственное, чего не хватало прошлому поколению KIA Sportage, чтобы пережить еще один рестайлинг, - это современного салона. У прошлой модели он был уже немного староват и простоват. В новой модели из интерьера ушел вогнутый руль, но пришел большой дисплей. В целом, дизайн салона выполнен полностью в духе новых KIA. Все детали интерьера вы найдете на других моделях марки. Качество материалов на высоте именно в тех местах, где это нужно. Мягкий там, где рука дотянется, и твердый там, куда вы точно не полезете при ежедневной эксплуатации. Этакий сплав цены, комфорта и практичности. Я считаю, это правильный подход, потому как смысла в мягком пластике в зоне ног не вижу вообще, поскольку босиком езжу чуть реже, чем никогда. Вообще такой подход к выбору материалов в KIA применяется практически ко всем моделям марки, а потому, если вы сидели в Cee’d, то ничего нового по тактильной части у вас не будет ни в Sportage, ни в Optima, например.

Теперь о комфорте и функциональности. Здесь всё прекрасно. Все кнопки разделены на зоны - музыка, климат, опции. Запутаться невозможно, привыкаешь почти мгновенно. Сиденья удобные, нет в них излишней жесткости «немцев» или мягкости «американцев». Всё очень сбалансировано.

Отдельно хочу отметить работу дисплея компьютера в общем и навигации в частности. Они отлично ладят друг с другом и автомобилем. Если бы не долгая стартовая загрузка, то и придраться было бы не к чему. Широкий формат позволяет делить экран на две части и выводить, например, навигацию и информацию с магнитолы одновременно. Сама навигация знает очень много таких дорог, которых я и сам не знал. Радует и точностью, и «голосом». Он, кстати, довольно интересно формулирует свои фразы, точно, но не так сухо, как традиционные навигаторы. Я бы даже сказал, навигатор в KIA человечнее тех, что я использую в смартфоне. Увы, не обошлось без «косяков» - всю дорогу мне досаждал какой-то скрип в районе центральной стойки, но такие мелочи, к счастью, легко устраняются по гарантии.

Нам досталась версия с атмосферным бензиновым мотором 2,4 литра и классическим гидротрансформаторным «автоматом», то есть всё, как я люблю. Я не ошибусь, если скажу, что с точки зрения финансовых вложений, именно этот вариант самый предпочтительный, так как самый ликвидный на вторичном рынке. Отсутствие турбин и роботизированных коробок - большой плюс при продаже авто.

По той же причине не стоит пренебрегать фирменным сервисом. Это не только 5-летняя гарантия, но и та же рентабельность. Автомобиль с хорошей сервисной историей стоит на 20-30% дороже, а, значит, ваши вложения окупятся. Кстати, сервис у нового псковского дилера KIA полностью соответствует фирменным стандартам. Сам был, сам всё видел и, как говорится, есть с чем сравнивать. Можно смело отдавать машину на ТО и подниматься в кафе. Могу уверенно сказать, кофе и круассаны там отличные! Говорят, у них еще замечательно готовят. Да-да, прямо в автосалоне, так что можно не переживать, что пропустишь обед. Но, что-то мы отвлеклись от поездки.

Так как я ехал не продавать машину, а вникать в нюансы поведения, то к ним и перехожу. Если кратко - машина едет как надо. Автомат не тупит, а 2,4 литра позволяют легко и непринужденно маневрировать в потоке и уверенно идти на обгон даже с полным салоном пассажиров, а у меня их столько и было. На скорости Sportage чувствует себя не хуже легкового автомобиля, и даже лучше. Более того, неплохая шумоизоляция и отсутствие раскачки серьезно снижают ощущение скорости. 110 километров в час практически не ощущаются, а потому нужно быть осторожнее и почаще смотреть на спидометр. Мне действительно было сложно не превышать в населенных пунктах, так как 60 километров в час казались чем-то оооочень медленным.

Немаловажную роль во всем этом играет подвеска. По сравнению с прошлым поколением KIA Sportage, который отличался зубодробительной, почти спорткаровской подвеской, этот едет мягко и плавно, но не настолько, чтобы раскачиваться на неровностях. Ходовая часть очень упругая, с прогрессивными характеристиками. Чем больше дорожная неприятность, тем больше подвеска ей сопротивляется. Это, кстати, добавляет уверенности при езде по ухабам, не тянет сильно осторожничать, она ведь не стучит и всё прощает. Даже по грунтовке едешь без лишнего шума, словно паришь над дорогой. Камни и прочие неровности не передаются ни на руль, ни на сиденья. Это очень приятно.

За день, проведенный с KIA Sportage, мне не пришлось к ней ни привыкать, ни подстраиваться. Машина очень сбалансирована во всём, будто корейцы пытались создать не идеальный, а скорее достаточный (в лучшем смысле этого слова) автомобиль, то есть такой, которого будет достаточно любому потребителю. Он отлично разгоняется и тормозит, прекрасно управляется и комфортен в ощущениях, большего для рядового потребителя и не требуется, это ведь кроссовер на каждый день, а не игрушка выходного дня.

ЕЛЕНА: После Новоржева мы съехали с трассы, уходящей на Бежаницы, и, преодолев километров 20 по довольно хорошей грунтовой дороге, оказались в Михалкино. Там к нашей экспедиции присоединился председатель Михалкинской старообрядческой Поморской общины Андрей Васильев. Он-то и стал нашим экскурсоводом-проводником.

(Андрей Васильев

Первым делом мы отправились к обсерватории. Подъехать к самим камням, у нас не получилось – попросту закончилась дорога, поэтому нас ждала пешая прогулка. Вскоре на горе показался первый камень из того самого равнобедренного треугольника. Его называют «закатным», поскольку относительного другого камня из треугольника он находится как раз на закате. Гору, на которой он стоит, тоже местные жители именуют закатной. Так вот, закатный камень – это такой огромный плоский чёрный валун, сейчас он лежит, но есть ощущение, что когда находился в вертикальном положении. Каково было его назначение, никто сказать не берётся.

А вот живущая неподалёку баба Женя рассказала, что однажды к этому камню приезжала женщина из Ленинграда, поставила на него свечку и икону. Эта гостья утверждала, что рядом с камнем, «через логовинку», однажды спустилась Богородица. Этот факт тоже ныне живущие ни опровергнуть, ни подтвердить, конечно, не могут.

К следующему углу треугольника нам пришлось пробираться через подсохшее болото и прошлогоднюю траву, но оно того стоило. Второй камень оказался ещё более чудным, чем первый. На нём явно руками человека вырезаны кольца. Наш проводник Андрей говорит, что насчитал их больше 20. Но, к сожалению, опять же не понятно, зачем, кто и в каком веке выдолбил эти узоры. Местные уверены, что вся эта конструкция имеет ещё дохристианское происхождение.  

Третий угол – это камень, установленный на другом камне. Только вот увидеть это сооружение  нам не удалось, поскольку вновь нужно было совершить переход через болото, но в этой части оно оказалось не настолько подсохшим, чтобы его можно было преодолеть без резиновых сапог.

По словам главы местной старообрядческой общины, когда-то рядом с Михалкино были ещё несколько интересных валунов. Один -  в форме сидящей лягушки, а вот второй, называвшийся ладьевым, как предполагает Андрей в детстве видевший этот камень, использовался для языческих жертвоприношений. «Он был метра 3 в длину и 2,5 в ширину. Большой, как рыцарский щит.  Человек ложился на него и как бы врастал. Там были выбиты углубления под лопатки, под локти, под «пятую точку». Как будто на не застывший цемент прилёг человек  и оставил отпечаток», - вспоминал наш проводник. А потом в эти места пришла мелиорация, и выполнявшие её рабочие взяли и закопали камень. Собственно валун-лягушку постигла та же учесть.

Может, мелиораторы клад искали, который по преданию находился под ладьевым камнем? Есть, кстати, на этот счёт легенда. Якобы, чтобы заполучить сокровища, нужно было на Ивана Купалу просидеть на камне до полуночи. Так вот, однажды михалкинские мужики решили разбогатеть. Собрались и пошли к камню. Сидели там, сидели, вдруг услышали шум. Осмотрелись и видят, что со стороны расположенного неподалёку кладбища едут запряжённые чёрными конями чёрные повозки, на которых стоят люди в белых саванах. Несколько повозок отделились от этой процессии и двинулись к камню. Мужики, конечно же, сбежали, так и не заполучив сокровища, повторять этот опыт больше никто не рискнул.

На обратном пути Андрей рассказывал историю Михалкино. Оказывается, эта деревня известна с 1582 года, тут ещё Стефан Баторий со своим войском ходил. Когда-то здесь была большая пристань на берегу Михалкинского озера, куда приходили по Сороти, исток которой находится именно здесь, суда и баржи.

По преданию, не то поляки, не то румыны три дня жгли Михалкино, так много домов здесь было. А вот соседнее село Палкино спалили за день. Более того, эти «пироманы» увели всех михалкинских женщин. Тогда местные мужики ночью собрались, настигли остановившихся на ночлег непрошенных гостей, перебили их, а женщин своих забрали.

Сейчас Михалкино не настолько большая деревня, но интересна она тем, что живут здесь исключительно староверы.  Как говорит Андрей, если принимать во внимание, что до реформы патриарха Никона в 1650-х годах, все православные были старообрядцами, то получается, что во все времена жители Михалкино были именно староверами. 

По словам нашего экскурсовода, после реформы был большой опрос по принадлежности к вере. Жители Михалкино тогда проявили мудрость и ответили на все вопросы, которые были больше не каноническими, а касались отношения к власти, к царю, к патриарху, именно так, как это нужно было «вопрошающим». После этого деревню оставили в покое и не стали обращать в новую веру, но с условием, что распространять старообрядчество михалкинцы не будут. А вот жители располагавшейся рядом деревни Дворинки, узнав, что у соседей всё закончилось благополучно, отказались и на вопросы отвечать, и новую версию веры принимать. В результате всю деревню спалили, остался от неё только колодец, который уже в ХХ веке с лица земли стёрли всё те же мелиораторы.

А ещё говорят, что Михалкино никогда никому не принадлежало, и местные жили довольно вольно. По имеющимся в новоржевском музее данным, из 70 живших тут семей крепостными были только 30, они принадлежали некоему помещику Власову. 

При этом вольные крестьяне были довольно зажиточными, имели большие двухэтажные дома, а у двух семей были даже собственные леса. Однажды, незадолго до раскулачивания, в деревне сгорел целый Озёрный край. Дело в том, что в Михалкино до сих пор не улицы, а края – Озёрный край – ведёт к озеру, Школьный край – к школе, есть ещё Большой край. Так вот, когда одна часть деревни сгорела, эти самые владельцы лесов отдали погорельцам свои делянки, понимая, что их всё равно отберут. В итоге дома удалось отстроить заново в кратчайшие сроки – пожар случился в сентябре, а к зиме у всех уже были новые жилища, причём довольно просторные.

По переписи 1907 года в Михалкино насчитывалось 980 жителей, а сейчас – всего 30.  Здесь даже школы больше нет, потому что детей в деревне всего трое, и они ездят на учёбу в Новоржев. А школа здесь была с историей. Построили её в 1903 году, причём открыли в Михалкино не церковно-приходское учебное заведение, а вполне себе светское, только потому, что жили тут старообрядцы. Школа проработала 100 лет, её капитально отремонтировали, а потом – закрыли.

Сейчас в Михалкино есть два молельных дома, ну или часовни. Одна – 1892 года постройки. Она была единственным незакрытым храмом в Новоржевском районе во время Великой Отечественной войны.  Её разорили в 1964 году, причём сами же местные жители, а потом переоборудовали под деревенский клуб-кинотеатр, а в конечном счёте, как это обычно и бывает, забросили. Сейчас молельня находится явно в аварийном состоянии и, как замечает Андрей, отремонтировать её уже невозможно. Причём община даже не может оформить постройку в свою собственность - документы по ней утрачены.  Собственно именно поэтому руководитель общины своими руками возвёл по соседству новую часовню, в которой теперь идут службы.  

Алтаря здесь нет. Как пояснил Андрей, алтарь нужен для того, чтобы туда заходил священник и произносил  определённые молитвы. Но так вышло, что во время церковного раскола большая часть священников признала никоновскую церковь, а тех, кто был против, ждала печальная судьба. Например, епископа Павла Коломенского сослали в монастырь, где он и умер.  В итоге у старообрядцев пресеклось священство: епископов не стало, а рукоположить кого-либо в епископы, может только епископ. Вот так с XVII века старообрядцы и остались без, так сказать, высших чинов, ну а раз в алтарь заходить некому, то он и ни к чему.

Ещё одно отличие – отсутствие икон на бумаге. Ещё в VII веке Собор против иконоборцев постановил, что иконы должны или отливаться, или писаться на твёрдой поверхности, чтобы их невозможно было разорвать. Так вот старообрядцы до сих пор придерживаются этого правила. В михалкинской часовне сейчас нет старинных образов, глава местной общины рассказывает, что когда-то здесь были очень древние иконы, но в 2015 году их украли. Ни ликов, ни преступников так и не нашли. «Хорошая икона «Спас на троне была», большая..», - вспоминает Андрей.

Было тут, правда, и счастливое приобретение – паникадило. Оно приехало в Михалкино из Старой Руссы в Новгородской области. Там за федеральный счёт началась реставрация в храме XIV века и паникадило, изготовленное совсем недавно, было решено заменить на что-то аутентичное. Тамошний батюшка и решил отдать оказавшийся ненужным осветительный прибор в михалкинскую часовню.

Подручник

Из того, что можно увидеть только в старообрядческом храме, внутри которых, кстати, запрещена фото- и видеосъёмка, это «подручник» - эдакий коврик для поклонов. В часовне в Михалкино на скамейках лежит множество таких подстилочек – от сделанных совсем недавно, до довольно старых, уже неоднократно починенных. Как рассказал Андрей, подручники «были в ходу» до раскола. Дело в том, что пол – место попираемое ногами, не чистое, а, значит, если ты совершаешь земные поклоны, то чтобы потом перекреститься, нужно вымыть руки. Чтобы руки пола не касались и стелились такие коврики. Патриарх Никон убрал из обрядов земные поклоны, поэтому и подручники стали не нужны. Поклоны, правда, потом вернулись, а вот коврики для них остались уже только у старообрядцев. 

 

Ещё один предмет, который не встречается в «новой» церкви – это лестовка, что-то типа чёток. Мужская лестовка сделана из кожи, женская – более изящная, расшита бисером, а царствующие особы их вообще драгоценными камнями украшали. Состоит лестовка из 100 бобышек, разделённых на несколько отрезков. «У нас священства нет, но говорят, что священническую молитву никто не отменял, но есть такая сноска: если инок или мирянин служит, то заменяет священническую молитву на  40 раз «Господи, помилуй». 40 отсчитываем от одной большой бобышки до другой, - пояснил Андрей. – Есть 12 молитв, когда надо после «Отче наш» 12 раз произнести «Господи, помилуй». А 17 бобышек – это великопостные поклоны».  Другими словами, лестовка – это такой способ не просчитаться во время молитвы – произносишь «Господи, помилуй» и отлистываешь пальцем одну бобышку.

Лестовка проходит со старообрядцем через всю его жизнь – первую дают ещё ребёнку, а последнюю, погребальную, белого цвета, кладут в гроб.

Андрей уверяет, что его старший сын, второклассник,  хоть и не ходит на службу, потому что по воскресеньям хочет поспать, но с лестовкой «12 поклонов кладёт». А вот младший, который, кстати, с букетом цветов мать-и-мачихи в руке сопровождал нас во время экскурсии по окрестностям Михалкино, пока, по словам отца, только играть хочет, в чём ему никто и не мешает.

Ну а вообще современные старообрядцы в Михалкино живут «в ногу со временем»: есть у них и смартфоны, и телевизоры, и компьютеры. «Я же старовер, а не старостильник, - резонно замечает Андрей. – Все блага цивилизации приносят и плюсы, и минусы. Если, например, целый день сидеть в телефоне – это плохо, а если им пользоваться по необходимости, то это хорошо».

Ну а участникам автоэспедиции не остаться без благ цивилизации помог мобильный интернет от компании «МегаФон».  С его помощью путешественники смогли и дорожную ситуацию уточнить, и место для обеда найти, и даже музыку с телефона послушать.  

Версия для печати


Идет загрузка...