Борис Елкин – о дорожном строительстве в 2020 году: Беспрецедентные объёмы
В эфире ПАИ-live председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области Борис Елкин рассказал о городском и областном дорожном строительстве в 2020 году, кратко определил объёмы уже сделанных и планируемых работ, сообщил о перспективных авиамаршрутах и открыл секрет, куда подевались «слоники».
«Объёмный» год
– Какие эпитеты только не давали объему дорожного строительства в этом году: беспрецедентное, огромное, небывалое и так далее. Вы согласны с этими тезисами? И что удалось сделать?
– Правильно отметили, что в этом году беспрецедентные объёмы, таких объемов еще никогда не было в Псковской области: это касается и Пскова, и Псковской области. Конечно же, не получилось попасть во все удалённые части нашей области, но не все сразу, будем стараться удовлетворить потребности максимального количества граждан.
Понятно, что приоритет – это основные магистрали, где наибольшая интенсивность дорожного движения, и Псков не исключение. Наверно, один из основных объектов, которые мы будем продолжать делать, – это Гдовская трасса. Мы ее начали в 2019 году, в этом году продолжили. Если в 2019 году мы сделали 23 километра, то в этом году – 31 километр. На следующий год тоже объявлены конкурсные процедуры почти на 30 километров Гдовской дороги. В планах к 2024 году привести её в порядок, чтобы это была действительно хорошая дорога и полноценный дублер для федеральной трассы.
Стоит отметить, что продолжаем работать на дороге Великие Луки – Усвяты: тоже немаловажная для юга нашей области дорога. Продолжаем в Невельском районе работать от Невеля: в этом году делали дорогу Невель – Новохованск, на следующий год Невель – Яссы начнём делать.
Наверно, «наболевшая» для всех дорога – это Порхов – Успение: фактически это тоже дублёр федеральной трассы и для того, чтобы быстрее доехать до Великих Лук, зачастую используют именно эту дорогу. Она в удручающем состоянии. В этом году мы её начали, в следующем году большими темпами продолжим делать. Это, наверно, касается большого количества трасс. Северный обход, много дорог в Псковском районе, в Печорском, в Островском районе делаем. Действительно большие объемы.
В Пскове беспрецедентный объем. Конечно, не только по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги», но ещё и в рамках других дорожных программ: это и субсидии из регионального дорожного фонда, и иные федеральные средства, которые поступают в область. В этом году та же улица Рокоссовского была отремонтирована за счёт федеральных дополнительных средств. Работы было много, но надеюсь, что на следующий год будет ещё больше, будем стараться увеличивать темпы.
– Вы упомянули, что Псков – это один из эпицентров дорожных работа.
– Да.
– Удается ли наладить связь с властями – городского (может быть, в лице главы администрации города Александра Братчикова), областного уровня, федерального? Действуете ли вы в одном контексте или есть сложности? Все ли гладко с нацпроектами?
– Да нет, никаких сложностей нет. На самом деле у нас хороший диалог и с главой города Александром Братчиковым, и мы понимаем, что в рамках того же нацпроекта, помимо региональных дорог, есть Псков, есть Псковская агломерация, то есть со всеми работаем в прямом контакте, постоянно встречаемся, общаемся, обсуждаем планы, проблемные вопросы. В принципе, никаких проблем нет. Конечно же, большое внимание уделяется Псковской агломерации – и региональной, и муниципальной сети. Псков и все выезды из Пскова должны быть приведены в порядок.
Важные улицы
– Продолжится ли эта тенденция по объёмам в следующем году? Может быть, можно уже сказать, что будет отремонтировано?
– Начнём с Пскова. Здесь осталось ещё много улиц, которые не отремонтированы, действительно нуждаются в ремонте. К сожалению, не все возможно сделать в один момент, в том числе надо уделять внимание и дворовым территориям, и частным секторам. Если в этом году общая протяженность дорог больше 25 километров, наверно, по километражу этот объём не очень большой. Но если учитывать квадратуру, те же самые Рижский проспект с большой квадратурой, получается, действительно сделаны достаточно большие объёмы, где есть шестиполосные дороги.
Что же касается следующего года, то запланированы такие магистрали. Октябрьский проспект – он действительно давно требует ремонта, особенно где Октябрьская площадь и площадь Ленина: там уже есть просадки покрытия. Действительно требуется ремонт, и граждане это видят. К сожалению, будут определенные дискомфортные условия, поскольку это центральная магистраль города, но будем стараться работать с подрядчиком, чтобы он делал это с минимальным дискомфортом для всех граждан.
Что касается остальных объектов, конечно, из основных объектов это Чудская улица. Чудская, получается, транзитная улица: когда едут в сторону Эстонии, в сторону Печор, в любом случае надо проехать транзитом через Псков. И поэтому такая улица очень важная для города. Она действительно уже в плачевном состоянии: много заплаток, заплевана «слоником», как любят говорить. Это не дело. На самом деле был запланирован другой объект, но было принято решение, что эта дорога в данном случае первостепенная, и наметили её.
Улица Инженерная: завершим её наконец-то полностью, до конца. В том году, можно сказать, начали с перекрёстка. Много вопросов здесь вызывают светофоры. Но сразу хочу отметить, что светофоры будут сделаны так, чтобы пешеходам было безопасно переходить и автолюбители получали минимальный дискомфорт, то есть постараемся учесть пожелания тех и других. Мы понимаем, что придётся иногда делать побольше задержку для пешеходов, чтобы каждый желающий перейти человек не нажимал на кнопку и не останавливал поминутно движение. Там, конечно, будет определенная задержка. Но зато граждане смогут без проблем переходить эту улицу, без каких-либо дискомфортов, и, главное, это будет безопасно. В принципе, все основные работы завершены по Индустриальной – Инженерной. В этом году сделан кусок Инженерной в сторону Льва Толстого, сейчас продолжаются работы от Труда до Алтаева. В следующем году этот разрыв от Алтаева до нашего нашумевшего перекрестка будет завершен, и вся улица Инженерная будет полностью отремонтирована.
Что касается Яна Фабрициуса, то там работы тоже фактически уже завершены, нанесена разметка, сейчас подключают светофоры, освещение. Я думаю, там вопрос недели – и тоже все работы будут завершены. Они там фактически уже на завершающей стадии. Думаю, в течение недели там будет открыто полноценное движение.
Без «слоников»
– Ещё многие отмечают, что наконец-то ушли от практики замазывания дыр: так называемого ямочного ремонта, который активно практиковался в прошлые годы, мы, слава богу, не видим. Это такая стратегия или в этом году просто повезло и потом к практике замазывания дыр придется вернуться?
– Да нет. Мы понимаем, что замазывание дыр «слоником», как все его любят называть, и Александр Братчиков говорит: «слоником»...
– Заплевывание «слоником».
– Да-да! На самом деле этот метод никуда не делся. Просто ситуация немного поменялась: за последние годы, наверно с 2018 года, мы сделали большой объём работ по ремонту дорожного покрытия, что позволяет, в принципе, уйти от ямочного ремонта, потому что в нём как таковом уже нет необходимости. Понятное дело, еще остались участки, где это необходимо, но надеюсь, что программой следующего года мы максимально уменьшим их количество. В том числе это Чудская улица, Октябрьский проспект, Инженерная, Максима Горького плохой участок между Рижским и Коммунальной. Крестовское шоссе, центральный въезд в город, можно сказать, лицо города тоже необходимо сделать: на въезде до аэропорта покрытие в ужаснейшем состоянии.
Конечно, потихоньку переходим к частному сектору. В этом году – улицы Ипподромная, Алтаева, Школьная, то есть вовсю делаем частный сектор. В следующем году продолжим заниматься небольшими улицами: на них уходит не так много средств, поэтому их возможно сделать больше. Плюс, конечно же, мы говорим о дворовых территориях. В этом году сделано большое количество дворовых проездов, но по-прежнему поступает безумное количество жалоб на дворовые территории. К сожалению, сделать все дворовые территории не представляется возможным ввиду того, что если они размежеваны, их в рамках дорожного фонда не сделать. А если дворы не размежеваны, то, конечно же, это сделать возможно.
– Губернатор Псковской области Михаил Ведерников в своём бюджетном послании анонсировал то, что порядка двух миллиардов рублей планируется направить на Северный обход. Что за работы предполагается сделать и в какие сроки?
– Северный обход – это всё-таки вторая очередь, которую мы планируем начать в этом году. Экспертиза ещё не закончилась. Буквально на днях должны выйти из экспертизы (надеюсь, всё будет хорошо) и на следующий год продолжим работы на Северном обходе и в первую очередь, конечно, строительство моста через реку Великую. Это основные направления, куда будут направлены эти деньги.
Расширяя горизонты
– В том же бюджетном послании глава региона упомянул и о авиарейсе Псков – Минск. Вот в какой стадии сейчас проработка этого вопроса?
– Данный вопрос мы прорабатываем. Буквально недавно была онлайн-встреча с белорусской стороной, и этот вопрос тоже обсуждался. Мы также проводили переговоры с белорусской стороной, с авиакомпанией «Белавиа» и иными государственными структурами, связанными с авиаперевозками в Белоруссии. В проработке вопроса, к сожалению, не все так быстро. Мы понимаем, что сейчас есть и определенные ограничительные меры, которые не позволяют летать за границу, но также есть и определенные бюрократические вопросы, в том числе и финансовые: мы понимаем, что пассажиропоток не будет настолько высоким, чтобы 150-местный самолет можно было полностью заполнить.
– Какие рейсы были популярнее всех? Может быть, что-то стало окупаемым?
– Межрегиональные перевозки не столь окупаемые ввиду того, что используются суда не очень большого класса. Соответственно, самые окупаемые суда – большие, по 150-200 мест, тогда это может быть коммерческий рейс, когда он полностью заполняется. Это такие рейсы, как Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород: они достаточно популярные, и там всегда высокая загрузка.
Что касается подведения итогов этого года, конечно, карты нам спутала коронавирусная инфекция и некоторые рейсы пришлось начать значительно позже, чем это планировалось: только к середине – концу лета. Но стоит отметить, что в этом году открыто большое количество направлений, которых не было до этого никогда: это Минеральные Воды, в которые сейчас осуществляется рейс, Калининград, в который также продолжают осуществляться рейсы. В летний период была Анапа, Симферополь, то есть такие рейсы, которых не было еще никогда. Мы продолжаем расширять свои границы. Вышел приказ Росавиации, где говорится о том, что будет субсидироваться рейс на Симферополь. На следующий год уже запланированы рейсы в Анапу, Сочи, Минеральные Воды, то есть мы также будем стараться развивать географию. Пока анонсировать все расширения географии не будем, поскольку ещё нет стопроцентных договоренностей, но в любом случае постараемся как минимум приумножить те результаты, которые были получены в этом году.
С ног на голову
– Месяц прошел с того момента, как случилась реформа в оплате проезда в городских автобусах. Какие-то промежуточные итоги можно подвести? Подтвердились ли намеченные планы, будет ли продолжаться эта практика?
– Транспортные карты – это история положительная, позитивная. К сожалению, есть и определенные подводные камни: бывает, не всегда считывается карта, бывают проблемы с транзакциями. Но мы стараемся со всеми участниками: и с предприятием, и с теми, кто занимается банковским эквайрингом, – работать в тесном контакте, чтобы минимизировать количество ошибок и трудностей, которые возникают у граждан. Понятно, что есть определенный дискомфорт. Были определенные трудности с переходом на новую систему, потому что это непривычно, но я думаю, что люди освоятся. А мы будем стараться минимизировать количество трудностей.
– Напоследок – немножко о слухах. Первый – это то, что планируется серьезное сокращение кондукторов. Так ли это?
– Это не больше чем слухи. Действительно, уже обсуждали на предприятии, что есть определенные личности, которые распространяют данные слухи из личных интересов. Но проблем и глобальных сокращений на предприятии не планируется. Вопрос стоит о перераспределении определенных маршрутов. Сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки кондукторов. Решением проблемы нехватки кондукторов может стать перевод некоторых маршрутов на безкондукторную систему. Весь парк мы на нее не переведем, это невозможно сделать ввиду большого количества людей в автобусах, особенно в утренние, в вечерние часы, то есть полного отказа от кондукторов нет. Вопрос стоит в перераспределении и переводе каких-то не столь популярных маршрутов на бескондукторную систему для сокращения расходов предприятия, чтобы это было удобно и для пассажиров в том числе. Сейчас кондукторов не хватает – сложно сократить то, чего не хватает.
– Порой слухи переворачивают информацию буквально с ног на голову. Ну и второй момент: появился слух о том, что свое место может потерять директор «Псковпассажиравтотранса» Юрий Киргинцев. Что по этому поводу можете сказать?
– Я услышал об этом из СМИ. Так скажу, в комитет это заявление не поступало. Так получилось, что, к сожалению, Юрий Анатольевич ушёл в самоизоляцию ввиду определенных причин, но он работает, руководит предприятием удаленно, постоянно на связи. Так что все в порядке.
– Ну и последним хотелось бы задать вопрос из района. Я его зачитаю. «Площадь у автостанции в Новоржеве, находящаяся в аренде у ГППО «Псковавтотранс», требует капитального ремонта. Как следует из ответа руководства предприятия, средств на ремонт у них нет, но разработана программа приведения в порядок привокзальных территорий в районных центрах Псковской области. Программа уже успешно реализована в Острове, в Палкино, в других районах. Главное условие – часть территории должен взять на баланс муниципалитет. Глава Новоржевского района, у которой есть полномочия на капитальный ремонт и областная субсидия на дорожную деятельность, это делать отказывается. У администрации городского поселения «Новоржев» нет ни полномочий, ни субсидий. Какой выход возможен в данной ситуации?»
– Вопрос хороший. Действительно, такая программа существует. Мы понимаем, что еще есть государственное предприятие, которое занимается вокзалами. Действительно, у них средств зачастую не хватает на то, чтобы приводить некоторое имущество в порядок, и мы действительно практикуем такую вещь, как передача в собственность муниципалитета части земли с привокзальной площадью, и ремонтируем. Это реализовано в этом году в Новосокольниках, в Острове, сейчас данное мероприятие реализуется в Палкино. Что касается Новоржева, тут мы проработаем более подробно с муниципалитетом и, думаю, найдем компромисс и решение. На следующий год запланированы такие же механизмы и в Порховском районе. Потихоньку постараемся это делать. Мы понимаем, что если не можем сделать ремонт в одном месте, попытаемся найти выходы и решить это немного по-другому.