Байкеры о смертельном ДТП в Пскове: причины трагедии и можно ли было её избежать
9 апреля гостем ПАИ-live стал президент псковского мотоклуба «Позитивная механика» Алексей Алексеев. Поводом для разговора стала случившаяся 7 апреля в Пскове на пешеходном переходе на проспекте Энтузиастов авария. Там мотоциклист сбил 6-летнюю девочку. От полученных травм она скончалась в больнице. Алексей Алексеев рассказал об отношении моттосообщества к этой трагедии, о безопасности движения, о мотоклубах и их готовности помогать ГИБДД.
- Город у нас маленький и сообщество мотоциклетное относительно небольшое. Ты, как человек, который уже больше 20 ездит на мотоцикле, наверное, знаешь всех людей на байках. Что известно об этом человеке, который сбил ребенка на пешеходном переходе, является ли он представителем какого-либо псковского моттосообщества?
- Нет, он не является. Ранее мы этого человека не знали, но из-за такой беды пришлось узнать и навести справки. Человек даже не обладал правами категории «А», когда-то была категория «Б», но ее он был лишен.
Он не мотоциклист. Хотелось бы к гражданам обратиться с тем, чтобы люди не злились на всех мотоциклистов, не писали «Байкеры – убийцы».
- Если он не мотоциклист, то что? Случайное стечение обстоятельств?
- Передача управления. Пассажир является собственником мотоцикла. Передал другу, прокатились без шлемов. Мотоцикл очень опасный и тяжелый. Надо иметь большую подготовку с малых лет, чтобы управлять таким транспортом. А человек поехал, совершил такое ДТП, просто не умея владеть таким транспортным средством.
- Что за мотоцикл?
- Honda 600. Это спортивный и довольно мощный и тяжелый мотоцикл: справиться с тормозами и мотором тяжело. ДТП было предсказуемо. Никогда нельзя давать такие мотоциклы в городе даже на пробу. Для этого есть отведенные места, специальные трассы и так далее. А такие поступки приводят к печальным последствиям, бедам, трагедиям для семьи. При этом, после подобных аварий, для окружающего мира обычный мотоциклист будет негодяем. Хочется, чтобы такого не было, ведь отмываться от этого придется обычным людям. Например, бабушке, дедушке, взрослому дядьке, которые путешествуют, никому не мешают. Также дети, которые с довольно большими навыками в 15-16 лет ездят на мопедах, – они, может быть, даже ловчее справляются со своим транспортом, чем такие выскочки, которые приводят к бедам.
- Были сообщения, что перед ДТП мотоциклист хаотично перестраивался, явно превышал скорость, говорили и о запахе спиртного. Вам что-нибудь известно об этом?
- Вчера было экстренное собрание членов нашего клуба, были привлечены сотрудники ГИБДД, которые сообщили, что был взят анализ крови. Пока нет точных результатов, но очевидцы, Скорая помощь говорили, что явные признаки были. По их данным, и водитель, и собственник мотоцикла были в состоянии алкогольного опьянения.
- Превышение скорости?
Само собой было, потому что он даже не смог справиться с управлением. Был громкий сигнал, потому что он понимал, что не может справиться с управлением, завалился набок и попал в маму и ребенка.
- На такой скорости возможно каким-то образом избежать тяжёлых последствий?
- Возможно, если есть опыт, навыки, если едет без пассажира. Можно уйти, часто уходят в поле или еще куда-то, бывало, что людей спасал выезд на встречную полосу. Но это не оправдание, потому что в городе так лихачить нельзя. Всему виной безбашенность и скорость.
- В публикациях был упомянут тот факт, что мотоцикл в последней фазе летел уже на боку. Это защитное действие водителя, инстинктивное?
- Может быть, но вероятнее не справился с управлением. Бывает, что заваливает мотоцикл, у самого были такие случаи. Мотоцикл заваливается, чтобы не было прямого столкновения с каким-либо предметом, транспортом. Но здесь, я думаю, просто не справился, хотя сложно говорить однозначно, потому что я не видел самой ситуации. Тяжело управлять с пассажиром, затормозить, резко сбросить газ. Необходимо было время, а времени среагировать не было, пролетел между машин, уже потом закидало. К тому же еще на дороге остался песок после зимы, еще и алкогольное опьянение, и без шлема, видимость уже не та: песок прилетает в глаза. Все эти факторы сложились в такую трагедию.
- Проспект Энтузиастов - этот отрезок дороги с ограничением в 40 км/ч, несколькими нерегулируемыми пешеходными переходами - насколько безопасен на твой взгляд?
- Думаю, не очень безопасен даже для машин. Там и на машинах люди гоняют. По моему мнению, если бы был лежачий полицейский, то любой не набирал бы такую скорость, и последствия были бы не такими.
- А какие-то другие меры, например, светофоры на зебрах, постоянно действующая камера видеонаблюдения?
- Как мне кажется, поменьше бы пешеходных переходов. Их слишком много. Если их было бы меньше, то было безопаснее. Не было бы разгона, торможения, разгона, торможения у машин. Была бы более понятная ситуация на дороге, возможность предсказать. На Октябрьском проспекте убрали переход около аптеки, перенесли ближе к Главпочтамту, уже лучше стало. Там забор поставили, люди не суются, а машины плотно в одном ритме едут.
- Ты сказал, что у этого мотоциклиста не было прав и, очевидно, опыта управления такой техникой. Но можем ли мы говорить об общем уровне подготовки псковских мотоциклистов, как экзамены сейчас принимают в полиции?
- Принимают непросто: к примеру, из 10 человек 6 сдадут наверняка, 4 могут не сдать. При этом в эти 4 человека могут входить и взрослые, которые на машинах ездят. Подготовка стала сложнее, изменился ритм езды, техника появилась другая. В 99-м, когда я получал права, было строго, не с первого раза сдал на категорию «А». Постоянно тренировались, была практика, и я уже к тому времени много лет ездил на мотоцикле. Строго к этому подходили раньше, и сейчас еще сложнее стало. Кроме подготовки сложнее стало на дорогах: должен думать не только о собственном движении, но и просчитывать ошибки других водителей.
- А ты разделяешь вал претензий, который поднялся в социальных сетях, к манере езды мотоциклистов в Пскове?
- Разделяю, но в меру. Ведь есть мотоциклисты-выскочки, которые вылетают, пугают людей, провоцируют ДТП. Народное негодование оправдано, но у людей должна быть мера - всех под одну гребенку не надо грести, мотоциклисты все разные. В нашем городе мотоклубов 5 штук насчитывается. Наш клуб – один из самых старых. Кроме мотоклубов есть различные мотообъединения, мотогруппы – на всех можно показать пальцем, что они плохие. Но при этом в большинстве случаев это нормальные взрослые ребята, ездят и получают удовольствие от своего мотоцикла, кто-то просто на работу ездит. Но мы не можем за каждого ответить. Хотя отчасти и у нашего клуба, наших друзей, не относящихся к клубу, есть частичка вины с случившемся.
- Алексей, как вы считаете, не повлияет ли эта трагедия на отношение общества к предстоящему мотопробегу Псков - Дно 9 мая? Не возникнет ли проблем с его организацией, а также открытием мотосезона и традиционного проезда по центру города?
- Про 9 мая на данный момент не могу сказать, это другое направление и организовывает его наш хороший товарищ, мы не организаторы. Что касается открытия мотосезона, то на нашем собранием было решено отменить празднование в этом году и не проводить красивый, ровный пробег по городу на мотоциклах. Мы решили отменить именно празднование, потому что мотосезон открывается сам собой, а каждую весну, в начале мая, мы проводим официальное открытие. Из-за произошедшей трагедии было единогласно решено, что мы отменяем в этом году открытие мотосезона как праздник, потому что праздник по настроению не получится. Это было наше решение, которое все поддержали. Люди звонили из других городов, хотели приехать, но все всё понимают. Традиций таких раньше не было, чтобы отменять подобные мероприятия после трагических ситуаций.
- Ты предвидишь изменение отношения к таким организованным мотоакциям со стороны городских властей и ГИБДД?
-Изменение отношения конечно есть. Но мы будем больше встречаться, проводить работу вместе с сотрудниками ГИББД и, может быть, что-то изменится в лучшую сторону. Такую работу мы проводили уже раньше, например, 1 сентября 1998 года мы стояли на перекрестках, останавливали мотоциклы и помогали детям. Люди это замечали. Уже в то время, в 1998-ом, 1999-ом, когда формировался наш клуб, нас уже привлекали сотрудники ГАИ. И сейчас мы твердо общаемся и помогаем друг другу.
- Какие у вас точки соприкосновения? Вчера вы сделали публикацию о том, что необходимо встречаться с ГИББД. Какой предмет встречи? В чем может заключаться сотрудничество?
- Мы проводили различные акции, чтобы люди помнили о том, что весной на дорогу выезжают мотоциклисты и это довольно опасный и сложный вид транспорта. Сейчас будем пробовать принимать какие-то меры с ГАИ, то есть какими-то группами будем пресекать такую езду и пытаться разговаривать с хулиганами, выскочками.
- Я понимаю, что мотоциклисты очень разные, но есть мнение, что мотоцикл в принципе не подразумевает спокойную езду. Особенно с такими ограничениями, которые установлены у нас в Пскове. На мотоцикле рука не поднимается двигаться в таком режиме ограничения скорости в 40-50 км/ч.
- Могу согласиться с этим. В основном, на мотоциклах все едут быстрее потока, это не секрет и от этого никуда не уйдешь. Но можно ехать чуть-чуть быстрее потока, никого не пугая, не вызывая агрессию или тревогу. Для этого в Питере есть треки, картинги. Можно поехать по объездной, хоть она скучная и маленькая, а всем хочется показухи. У нас много мотонаправлений, можно кататься даже в лесу на мотоциклах для бездорожья. Именно агрессивную езду мы будем пытаться пресекать, которая может привести к подобным трагедиям. Со скоростью вряд ли сможем что-то сделать, для этого есть сотрудники ГИББД, камеры, видеофиксация и так далее. Пусть с этим справляются соответствующие органы.
- Под агрессивной ездой ты подразумеваешь хаотичное перестроение, если мы не говорим про скорость, езду между рядов?
- Езду между рядов нам будет сложно пресечь, как мне кажется, хотя мы будем это обсуждать. Но я имею ввиду именно такую езду, резкие разгоны, езда на заднем колесе в центре города. В том году так ездили около аптеки и пугали жителей. Самообладания у такого человека все равно может не хватить, и он может упасть также на остановку или толпу людей. Именно такие выскочки нарушают покой граждан, портят общественное мнение о мотоциклистах.
- Эти выскочки - участники «Позитивной механики» или это совершенно необязательно?
- Нет, мы можем их даже не знать. Бывает, что это взрослые дядьки, которые купили мотоцикл поиграться, покататься летом. Купили, покатались два-три месяца, вроде бы навыки какие-то есть, и хочется показаться другим. Чаще всего, это молодежь. Мы сами раньше лихачили, но это было все в меру, и с годами все это уходит в специально отведенные места.
- В 2012 году было ДТП со смертельном исходом на Рижском проспекте. После этого ввели запрет на движение мотоциклистов по центральным улицам города. Я помню, что ты выступал противником такого подхода, говорил, что это ограничивает права мотоциклистов, а сейчас ты разделяешь этот запрет или по-прежнему считаешь, что это неадекватные меры, которые ущемляют права байкеров?
- Я останусь на том же мнении. Знаки оставили, только добавили времени, например, что нельзя ездить после 23:00 и так далее. В таком случае, пусть лучше так и останется. В ночное время ездить нельзя, потому что это шумно и всякое может быть. В дневное – можно. В это время многие мотоциклисты ездят по необходимости, у них нет машины, они едут на работу или с работы.
- В дневное время физически особенно не разгонишься?
- Да, и в основном все неприятные ситуации, аварии происходят в выходные, когда байкер выезжает и начинает лихачить. Поэтому в дневное время вряд ли опасно ездить, если человек уверенно контролирует себя и свой мотоцикл.
- Я помню, что тогда возникала идея, исходящая от твоих коллег, о создании мотоподразделения в ГИБДД, потому что невозможно остановить нарушителя на мотоцикле, используя штатные автомобили.
- Сейчас мы и будем создавать что-то типа дружинников из членов своего клуба, привлекать другие клубы. Если бы в Пскове был мотобатальон – это было бы очень хорошо. Рядом с нами город Луга, где полиция располагает несколькими спортивными мотоциклами, которые стоят на посту ГАИ, они спокойно догоняют машины и автомобилисты, честно говоря, даже побаиваются их. А мотоциклисты тем более будут понимать, что у многих сотрудников ГИБДД хороший навык езды на мотоцикле.
- Идея такого народного контроля за мотоциклистами обсуждалась с ГИБДД? Как они к этому относятся?
- Вчера мы с ГИБДД к этому пришли, сейчас будем принимать какие-то решения, как это сделать правильно, посильно.
- У них нет радикального отказа? Вам не говорят, что вы лезете не в свое дело?
- Такого нет, наоборот, к нам идут на встречу, потому что у нас есть какой-то контакт, какое-то общение с мотоциклистами. Где-то мы можем по-хорошему, где-то сотрудники используют свои полномочия, чтобы приструнить безбашенную езду. Чтобы избегать подобных неприятностей – мы помогаем друг другу.
- Вы отменили официальное открытие мотосезона, но какие-то акции этого года останутся, например, поездки в детские дома?
- Конечно. В конце лета у нас состоится поездка в детский дом. Обычно мы собираемся и под Новый Год, то есть у нас две поездки. Летом будет большой мотосаммит – сбор мотоциклистов из разных регионов и стран. Все это состоится.